Списание транспортного средства шин и аккумуляторов
Списание транспортного средства шин и аккумуляторов
Мы в предыдущих статьях часто вели речь о том, что такое списание старого автомобиля в целом – в 80% случаев это оприходование металлолома, поскольку в некоторых случаях еще можно продать машину. Но никогда еще не говорили мы о том, как можно списать отдельные части транспортного средства – а именно, аккумуляторы и шины. Поскольку кузов и двигатель авто еще могут послужить, а эти запчасти меняются постоянно. Итак, разговор пойдет про списание старой машины не целиком, но только частями.
Раздел, посвященный списанию шин
Покрышки – самая изнашиваемая и часто заменяемая часть автомобиля, не считая масел и фильтров. Взамен старых приобретаются новые, которые оформляются по счету вне баланса 09 «Запчасти к ТС, выданные взамен изношенных». Поскольку не существует конкретного норматива, определяющего ресурс службы резины, в этом случае списание транспортного средства осуществляется либо по мере износа, либо по заявленному изготовителем сроку службы. В любом случае, стоит руководствоваться №196-ФЗ «О безопасности на дорогах» и нормами эксплуатации шин РД 3112199-1085-02, рекомендуемыми Минтрансом. Можно и нужно также ссылаться на Правила установления расходов на восстановление и ремонт ТС под номером 361, утвержденные 24 мая 2010 года соответствующим Постановлением Правительства. Списание старого автомобиля также опирается на них.
Например, согласно статье 19 ФЗ-169 запрещается эксплуатировать ТС при обнаружении таких неполадок, которые создают угрозу ДТП:
- Остаточная высота рисунка протектора ниже нормы, которая для легковушек составляет 1,6 миллиметров, для грузовых авто 1 миллиметр и для автобусов 2 миллиметра;
- На поверхности шин имеются проколы, порезы, каркас расслаивается и обнажает корд;
- Если хотя бы на одном из дисков имеются трещины либо отсутствует болт.
На основании таких дефектов можно произвести списание со старой машины резины и отразить ее по счетам. Существует также формула расчета эксплуатационного пробега шины, в которой перемножаются коэффициенты:
Н – пробег в тысячах километров от смены до смены резины;
К1 – поправка с учетом условий эксплуатации;
К2 – поправка с учетом условий работы.
Коэффициенты берутся из специальных таблиц, утвержденных Минтрансом. Например, если авто используется только по городу, то К1 и К2 = 0,95. Если полученная норма эксплуатационного пробега ниже 25% от первоначального пробега, то пора менять резину.
Списание с транспортного средства аккумуляторов
Аккумулятор как батарея для службы автомобиля тоже имеет свой срок годности. Как и ранее, особых правил для списания со старого автомобиля не существует, однако хозяевам рекомендуется придерживаться Норм сроков службы свинцовых АКБ, которые имеют порядковый номер РД-3112199-1089-02. Либо тех рекомендаций, которые созданы внутри предприятия, либо тех, которые приняты производителем авто. Списание старой машины без аккумулятора также подразумевает определение неполадок и поломок по этим нормам. Аккумуляторы могут служить 4 года, если машина не пробегает 40 000 километров в год. Либо 3 года, если показатель пробега выше.
На балансе списание транспортного средства отражается по счету 02 дебета и 01 кредита. А также поступление новых аккумуляторов по забалансовому счету 09. Отходы производства 1-4 класса опасности, в которые входит аккумуляторная батарея. Не стоит также забывать при списании транспортного средства о ФЗ-22 «О санитарно-экологическом состоянии», который регламентирует не только переработку, но и захоронение либо вторичное использование опасных отходов.